Династия Париловых до 1917 года

В 1933 году профессор А.В.Бакушинский, в статье "Русские художественные лаки", пишет о палехской живописи так: "...Искусство Палеха - утонченная, хрупкая, изысканная драгоценность. Его ювелирная красота порождена идеальным, отвлеченным стилем большой, завершившей себя культуры - в своих истоках, в своих основных проявлениях - культуры аристократической, феодальной. До революции Палех - мощный центр иконописного промысла, когда-то широко распространенного в древнем Владимиро-Суздальском крае. Местная традиция мастерства имеет трехсотлетнюю давность. Совершенство иконописной техники, ее утонченные приемы, ее колористическое и фактурное богатство, несравненная красота терпеливой и тщательной завершенности ведут в глубины двух тысячелетий, к истокам античной культуры", и далее:
"...Манера Палеха XVIII - начала XIX века испытала значительное воздействие искусства рококо и классицизма. Искусство отвлеченное, аристократическое, столкнувшись с реалистическими, буржуазными течениями, образовало новые гибридные формы, неповторимое очарование которых выделило старый Палех из общего упадочного фона.
Это была вновь найденная, высокоаристократическая разновидность так называемого "фряжского" - западнического стиля.
Лучшие памятники искусства, созданные Палехом в эту эпоху, вполне на уровне того, что создал у нас (в России) XVII век.

(В отношении появления в России "фряжского" стиля смотрите в Приложении №1)

В 1966 году, в своей книге "Палехская миниатюра", искусствовед (ныне профессор) М.А.Некрасова, углубляя и развивая коренные положения своих предшественников: А.В.Бакушинского, Г.В.Жидкова, А.Б.Салтыкова напишет: "...Многие палехские роды иконописцев восходят к XVII веку. Потомственность иконописного мастерства, передаваемого из поколения в поколение, позволяет думать, что им занимались в Палехе гораздо раньше..." и далее:
"...благодаря наследственной преемственности и глубокому патриотизму каждый палешанин был необычайно верен своему Палеху. Где бы и как бы долго он не находился, он всегда возвращался в родное село и женился, как правило, только здесь, создавая и дом и семью в крепких родовых традициях и передавая свое потомственное мастерство детям".
Далее профессор М.А.Некрасова пишет, что: "...существовали и так называемые "старинщики" - лучшие мастера, знавшие все стили. Владея тонкой техникой они тщательно и подолгу писали дорогие иконы. Здесь все было строго подведено под известные правила, которые, как тайну, хранили иконописцы, передавая из поколения в поколение...".
М.А.Некрасова пишет в частности и о том что : "...начиная с середины XIX века палешане занимаются не одной только иконописью, но выполняют произведения "салонной" живописи на религиозную тематику".

И в заключении профессор М.А.Некрасова свидетельствует, что: "Переходя от отца к сыну, от семьи к семье, из рода в род, иконописное мастерство, ставшее наследственным, нигде не внедрилось столь глубоко в народную жизнь, как на прославившейся в веках Владимиро-Суздальской земле. Здесь корни этого традиционного мастерства были настолько глубоки, что разрушение ремесла в начале XX века оказалось довольно поверхностным.
Палешане и в это время сохраняли свой огромный творческий потенциал".



С конца 1600-х годов по сегодняшний день Династия Париловых представлена 9-ю поколениями художников. Сыновья Вадима и Ольги Париловых представляют 10-е поколение династии. Всего на 1998 год Династия Париловых представлена 37-ю художниками, из них 33 - изографы-иконописцы.

Круг работ, выполнявшихся мастерскими, был достаточно широк: роспись соборов (фреска) и жилых палат ("светское" письмо); написание и реставрация икон; роспись столиков, пасхальных яиц, шкатулочек и т.п. ("салонная" живопись); создание миниатюр на библейские и светские сюжеты, портретов. Примером такого рода росписей могут служить росписи в 1900 году в С.-Петербуге, в квартире министра внутренних дел. Расписываются орнаментами стены столовой. Написаны: картина "Избрание на царство Михаила Федоровича", портреты, и на стене Российский герб. Стиль XVII века. Наблюдал архитектор Султанов.

На начало XX века в с. Палех находилось четыре иконописных мастерских Париловых. Мастерская Ивана Дмитриевича Парилова. (Мастерская Ивана Дмитриевича Парилова появилась в Палехе в начале 1800-х годов, после его женитьбы на Марии Львовне Сафоновой, выделившись из мастерской своего отца, Дмитрия Ивановича Парилова).

После указа 1861 года, которым не только была отменена "крепостная" зависимость, но и разрешено :"... всем, независимо от звания, заводить собственное дело...", в Палехе появились: мастерская Льва Ивановича Парилова; мастерская Михаила Петровича Парилова и мастерская Ивана Ивановича Парилова (сына Ивана Дмитриевича). Кроме того, в Палехе были ещё две мастерских, созданных Париловыми. Одна из этих мастерских принадлежала Александру Дмитриевичу Салаутину (приемному сыну Ивана Львовича Парилова), а вторая - Константину Александровичу Першину, после его женитьбы на Александре Львовне Париловой (дочери Льва Ивановича Парилова).

Н.В.Дыдыкин (скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР), уроженец Палеха, в 1972 году даёт следующие характеристики некоторых палехских иконописных мастерских на 1900-й год:

    1. Мастерская Льва Ивановича Парилова. Эта мастерская по составу мастеров была пестрой. Там были хорошие мастера, но были также средней руки и ниже. Его сыновья, Василий и Павел были хорошими мастерами. Об Иване, Алексее и Сергее сказать ничего не могу.

    2. (Л.И.Парилов убит в собственном доме в 1917 году. Примечание В. и О. Париловых.)
    3. Мастерская Ивана Ивановича Парилова была небольшой, семейной. Вместе с отцом в ней работали его сыновья: Александр, Федор, Михаил, Николай и Иван.

    4. (Сын Ивана Ивановича Парилова - Александр Иванович - репрессирован в конце 20-х начале 30-х годов. Примечание В. и О. Париловых.)
    5. Мастерская Константина Александровича Першина. Зять Льва Ивановича Парилова. Мастерская была маломощной. Сам Константин Александрович был хорошим мастером и регентом церковного хора.

    6. Отец Константина Александровича - Александр Михайлович (1842 г.р.) был, так же как и многие коренные потомственные иконописцы-палешане, превосходным художником-личником, хорошо владевшим "фряжским" стилем письма. "...Память об этом талантливом человеке хранят лики иконостаса и внешней фрески Палехского Крестовоздвиженского храма и икона "Спас Нерукотворный".
      За росписи Грановитой палаты Московского Кремля Александр Михайлович получил царскую награду - золотой крест..." (Из воспоминаний сына Александра Михайловича - Ивана Александровича, иконописца и художника села Палех).
    7. Мастерская Александра Дмитриевича Салаутина. При небольшом контингенте мастеров выпускала хорошие иконы. Мастера были высокой квалификации и как-то очень уважительно относились к Александру Дмитриевичу.

    8. (Отец Александра Дмитриевича работал в Троице-Сергиевой Лавре иконописцем и реставратором и по отзывам митрополита московского Филарета был ведущим мастером в этом деле. Д.Салаутину предполагалось поручить реставрацию икон и фресок Успенского собора Московского Кремля, но ввиду его внезапной кончины эта работа была поручена другому.
      Его сын, А.Д.Салаутин, был усыновлен Иваном Львовичем Париловым и в дальнейшем так же, как и отец, стал великолепным мастером иконописи и реставрации. А.Д.Салаутин репрессирован в 30-х годах. Примечание В. и О. Париловых.)
    9. Мастерская Михаила Петровича Парилова. Чем то похожа была на Салаутинскую, но размах производства был шире. Сам Михаил Петрович был великолепным мастером личником. С ним работали сыновья: Сергей, Николай и Леонид Михайловичи. Эта мастерская выполняла стенные росписи церквей и росписи иконостасов. Количества мастеров не знаю.

    10. (Михаил Петрович Парилов с сыном Сергеем репрессированы в 1930 году. Примечание В. и О. Париловых.)

    За период с 1860 по 1996 год иконописцы и художники династии Париловых работали во многих храмах и святых местах России, оформляли театральные постановки и книги, писали портреты.
    Далее приводятся краткие сведения из архива мастерской:

  1. В период с 1861 по 1866 годы Иван Дмитриевич с сыном Петром работали в храмах Кинешмы, Троице-Сергиевой Лавры, Вязников, Москвы, Оптиной Пустыни, Екатеринбурга.
  2. 1866 - 1870 Иван Дмитриевич с сыновьями Петром, Иваном и Львом работают в храмах Нижнего, Вязников, Самары, Костромы, Троице-Сергиевой Лавры.
  3. 1878-79 гг. Дмитрий Парилов и Иван Парилов работают в Евсиманском скиту (Оптина Пустынь).
  4. 1891 г. - росписи в имении князя Щербатова (с. Братцево). Роспись стен церкви. Стиль XVI века.
  5. 1893-1895 гг. - по заказу Синода Русской Православной Церкви восстанавливаются, под наблюдением академика М.П.Боткина, фрески Кафедрального Собора Святой Софии в Новгороде Великом.
  6. 1896 г. - Росписи домовой церкви во дворце Великой Княгини Ксении Александровны в С-Петербурге. Стиль XVI, наблюдал архитектор В.В.Султанов.
  7. 1896 г. - Мастерская Льва Ивановича реставрирует храм "Успения Божией Матери" в Вятке. Работами руководит его сын - Павел Львович.
  8. Мастерская Ивана Ивановича Парилова (брата Льва Ивановича) выполняет росписи Свято-Знаменского храма в с. Красное и храма в с. Тименка.
  9. 1902-1914 гг. Михаил Петрович Парилов преподает "личное" письмо, Всемирную и Российскую историю в "Комитетской иконописной школе", открытой в Палехе "Комитетом по попечительству о русской иконописи" (под председательством графа Сергея Шереметева).
  10. В это же время Михаилом Петровичем Париловым, совместно с Иваном Михайловичем Бакановым выполнены иконы: "Образ Серафима Саровского" и "Черниговская" икона Божией Матери, для Крестовоздвиженского храма в Палехе. Иконы находятся в нем по сей день.
  11. 1904 год. Мастерами Палеха расписан храм в Петергофе по случаю рождения престолонаследника Алексея Николаевича, родившегося в Петергофе.
  12. С 1902 по 1918 год Павел Львович Парилов преподаёт иконопись и фреску в монастырской иконописной школе в Дивеевском монастыре.
  13. 1910 год. Мастерская Михаила Петровича Парилова выполняет фресковые росписи в женском монастыре в с. Мугрееве. Работой руководит сын Михаила Петровича - Николай Михайлович.
  14. 1911 год. Мастерская Михаила Петровича Парилова принимает участие в работах по сооружению храма в честь моряков, погибших в войну с Японией. Подтверждением этому служит фрагмент письма "Строительной комиссии по сооружению храма состоящей под председательством Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Константиновича", адресованного Его Высоко Благородию Михаилу Петровичу Парилову


  15. Хостинг от uCoz