Династия Париловых до 1917 года
В 1933 году профессор А.В.Бакушинский, в статье "Русские художественные лаки", пишет о палехской живописи так: "...Искусство Палеха - утонченная, хрупкая, изысканная драгоценность. Его ювелирная красота порождена идеальным, отвлеченным стилем большой, завершившей себя культуры - в своих истоках, в своих основных проявлениях - культуры аристократической, феодальной.
До революции Палех - мощный центр иконописного промысла, когда-то широко распространенного в древнем Владимиро-Суздальском крае. Местная традиция мастерства имеет трехсотлетнюю давность. Совершенство иконописной техники, ее утонченные приемы, ее колористическое и фактурное богатство, несравненная красота терпеливой и тщательной завершенности ведут в глубины двух тысячелетий, к истокам античной культуры", и далее:
"...Манера Палеха XVIII - начала XIX века испытала значительное воздействие искусства рококо и классицизма. Искусство отвлеченное, аристократическое, столкнувшись с реалистическими, буржуазными течениями, образовало новые гибридные формы, неповторимое очарование которых выделило старый Палех из общего упадочного фона.
Это была вновь найденная, высокоаристократическая разновидность так называемого "фряжского" - западнического стиля.
Лучшие памятники искусства, созданные Палехом в эту эпоху, вполне на уровне того, что создал у нас (в России) XVII век.
В 1966 году, в своей книге "Палехская миниатюра", искусствовед (ныне профессор) М.А.Некрасова, углубляя и развивая коренные положения своих предшественников: А.В.Бакушинского, Г.В.Жидкова, А.Б.Салтыкова напишет: "...Многие палехские роды иконописцев восходят к XVII веку. Потомственность иконописного мастерства, передаваемого из поколения в поколение, позволяет думать, что им занимались в Палехе гораздо раньше..." и далее:
"...благодаря наследственной преемственности и глубокому патриотизму каждый палешанин был необычайно верен своему Палеху. Где бы и как бы долго он не находился, он всегда возвращался в родное село и женился, как правило, только здесь, создавая и дом и семью в крепких родовых традициях и передавая свое потомственное мастерство детям".
Далее профессор М.А.Некрасова пишет, что: "...существовали и так называемые "старинщики" - лучшие мастера, знавшие все стили. Владея тонкой техникой они тщательно и подолгу писали дорогие иконы. Здесь все было строго подведено под известные правила, которые, как тайну, хранили иконописцы, передавая из поколения в поколение...".
М.А.Некрасова пишет в частности и о том что : "...начиная с середины XIX века палешане занимаются не одной только иконописью, но выполняют произведения "салонной" живописи на религиозную тематику".
И в заключении профессор М.А.Некрасова свидетельствует, что: "Переходя от отца к сыну, от семьи к семье, из рода в род, иконописное мастерство, ставшее наследственным, нигде не внедрилось столь глубоко в народную жизнь, как на прославившейся в веках Владимиро-Суздальской земле. Здесь корни этого традиционного мастерства были настолько глубоки, что разрушение ремесла в начале XX века оказалось довольно поверхностным.
Палешане и в это время сохраняли свой огромный творческий потенциал".
С конца 1600-х годов по сегодняшний день Династия Париловых представлена 9-ю поколениями художников. Сыновья Вадима и Ольги Париловых представляют 10-е поколение династии. Всего на 1998 год Династия Париловых представлена 37-ю художниками, из них 33 - изографы-иконописцы.
Круг работ, выполнявшихся мастерскими, был достаточно широк: роспись соборов (фреска) и жилых палат ("светское" письмо); написание и реставрация икон; роспись столиков, пасхальных яиц, шкатулочек и т.п. ("салонная" живопись); создание миниатюр на библейские и светские сюжеты, портретов. Примером такого рода росписей могут служить росписи в 1900 году в С.-Петербуге, в квартире министра внутренних дел. Расписываются орнаментами стены столовой. Написаны: картина "Избрание на царство
Михаила Федоровича", портреты, и на стене Российский герб. Стиль XVII века. Наблюдал архитектор Султанов.На начало XX века в с. Палех находилось четыре иконописных мастерских Париловых. Мастерская Ивана
Дмитриевича Парилова. (Мастерская Ивана Дмитриевича Парилова появилась в Палехе в начале 1800-х годов, после его женитьбы на Марии Львовне Сафоновой, выделившись из мастерской своего отца, Дмитрия Ивановича Парилова).После указа 1861 года, которым не только была отменена "крепостная" зависимость, но и разрешено :"... всем, независимо от звания, заводить собственное дело...", в Палехе появились: мастерская Льва
Ивановича Парилова; мастерская Михаила Петровича Парилова и мастерская Ивана Ивановича Парилова (сына Ивана Дмитриевича). Кроме того, в Палехе были ещё две мастерских, созданных Париловыми. Одна из этих мастерских принадлежала Александру Дмитриевичу Салаутину (приемному сыну Ивана Львовича Парилова), а вторая - Константину Александровичу Першину, после его женитьбы на Александре Львовне Париловой (дочери Льва Ивановича Парилова).Н.В.Дыдыкин
(скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР), уроженец Палеха, в 1972 году даёт следующие характеристики некоторых палехских иконописных мастерских на 1900-й год:За период с 1860 по 1996 год иконописцы и художники династии Париловых работали во многих храмах и святых местах России, оформляли театральные постановки и книги, писали портреты.
Далее приводятся краткие сведения из архива мастерской: