1918-1924 гг. В мастерской Михаила Петровича организуется "Первая Палехская художественно-декоративная артель", в которую входят, как почти все бывшие владельцы иконописных мастерских, (находившихся не только в Палехе, но и в С-Петербурге, Москве, Ярославле, Н-Новгороде и некоторых других городах России), так и некоторые другие художники - в основном лучшие мастера палехского "фряжского" письма (Баканов,Дыдыкин, Маркичев, Зубков и др.). На счету этой мастерской успех на выставках в России, Италии, Англии, Франции.
Александр Иванович Зубков, будущий председатель "Артели древней живописи" пишет об этом времени следующее: "...Начиная с июля месяца 1918 года палешанам приходится изыскивать новые пути для существования. Некоторые пошли на фабрику, в конторы, некоторые занялись сельским хозяйством, а большая часть организовалась в 1918 году в артель под названием "Первая палехская художественная декоративная артель". В эту артель тогда вошли и бывшие хозяева. С января 1920 года я состою членом первой палехской артели.
Наступил 1922год. В то время в Москве работали отдельно Глазунов и Голиков. Работу выполнял Голиков, но под руководством Глазунова. Затем в Москве принимали участие в первых росписях папье-маше Вакуров и Котухин.
В то время подготовлялась Всесоюзная выставка. Кустарный музей ВСНХ дает заказ мастерам Палеха в Москве и одновременно в "Первую палехскую артель". Экспонаты, представленные на Всесоюзную выставку имеют большой успех, всем мастерам присуждаются дипломы первой степени.
Затем, в 1924 году, экспонаты поступают на выставку в Венецию и там так же пользуются очень большим успехом.
В конце 1924 года началась подготовка к Всемирной выставке в Париже".
Брат Александра Ивановича - Иван Иванович Зубков, в своих воспоминаниях 1932 года, пишет об этом периоде жизни и творчества палехских художников так: "...В первые годы мы работали исключительно на экспорт и давали сюжеты, более подходящие к "буржуазному" и "мещанскому" вкусу. Более серьезными темами для наших произведений были произведения наших классиков - Пушкина, Лермонтова и других.
Но теперь перед нами стоит важный и ответственный вопрос - о переходе на новую, социалистическую тематику...".
В декабре 1924 года, с помощью А.А.Глазунова, в Палехе организована "Артель древней живописи", куда вошли часть мастеров из "Первой Палехской художественно-декоративной артели" и мастера из московской мастерской А.А.Глазунова. (А.И.Зубков и А.А.Глазунов репрессированы в 30-х годах. Примечание В. и О. Париловых.)
1930 год. Членами "Артели древней живописи " становятся ПавелЛьвовичПарилов, Михаил Иванович Парилов и Николай Михайлович Парилов. (П.Л.Парилов и М.И.Парилов - двоюродные дядья Н.М.Парилова)
1937 год. Николаем Михайловичем выполняются эскизы к постановкам: "Сказка о царе Салтане" в Ленинградском кукольном театре и оперы "Русалка" в Палехском доме культуры.
1939 год. Миниатюры Николая Михайловича Парилова удостоены высоких наград на Международной выставке в Нью-Йорке.
1939 год. Группой палехских мастеров, под руководством Николая Михайловича, выполнены росписи павильона Сельского хозяйства на ВДНХ.
1946 год. Николай Михайлович с группой палехских мастеров принимает участие в реставрационных работах в Успенском собора Московского Кремля.
1947 год. Николаю Михайловичу присуждается Сталинская премия за костюмы и декорации к опере "Золотой петушок" в Саратовском театре оперы и балета.
1947 год. Николай Михайлович с группой палехских мастеров производит реставрационные работы в Благовещенском соборе Московского Кремля.
1948 год. Николай Михайлович работает по восстановлению живописи в западных и восточных воротах в Троице-Сергиевой Лавре.
1949 год. Николаем Михайловичем Париловым выполнено оформление балета "Мертвая царевна" в Ленинградском академическом Малом театре.
1949 год. Реставрационные работы в Успенском соборе Московского Кремля.
1950 год. Группой палехских мастеров, под руководством Николая Михайловича, выполнено оформление оперы "Кощей бессмертный" в Ленинградском академическом Малом театре.
1950-1951 гг. Группой палехских мастеров, под руководством Николая Михайловича, реставрируются фрески Архангельского собора Московского Кремля и Троицкого собора в Загорске (Троице-Сергиева Лавра).
1956 год. Николаем Михайловичем Париловым выполнены эскизы и декорации к постановке оперы "Сказка о царе Салтане" в Куйбышевском театре оперы и балета. В работе над эскизами принимал участие сын Николая Михайловича - Борис Николаевич Парилов.
1959 год. Группой палехских мастеров, под руководством Николая Михайловича, реставрируются фрески Грановитой палаты Московского Кремля. В состав группы входит сын Николая Михайловича - Борис Николаевич.
1959 год. Николай Михайлович Парилов становится депутатом Верховного Совета РСФСР V-го созыва.
1960 год. Группой палехских мастеров, под руководством Николая Михайловича, реставрируются фрески и иконостас палехского Крестовоздвиженского храма. В состав группы входит сын Николая Михайловича - Борис Николаевич.