Истоки палехского “фряжского” стиля

Фряжский” стиль иконного и фрескового письма известен на Руси с XIV века, а его расцвет относится к XV-XVI векам.

(“Техника и материалы фресковой живописи“)

Сам термин “фряжский”, “фряжское” происходит от слова “фрязин” - нарицательного имени, которое русичи прилагали ко всем иностранцам латинского происхождения.

(“Учебник Русской истории“ дореволюционного издания.)

“... В 1469 году начались переговоры о браке Иоанна III с византийской принцессой Софией Палеолог (племянницей последнего Византийского императора из династии Палеологов). Брак Иоанна III с Софией Палеолог имел важные последствия. С этого времени московские государи стали изображать на своих печатях Византийский герб - двуглавого орла. Таким образом Иоанн III не только смотрел на себя, как на самодержавного государя всей Руси, но и считал себя непосредственным преемником византийских императоров.

Отправляя Софию в далекое путешествие Папа Сикст IV окружил её свитой, состоявшей, не считая русских послов, из греков и итальянцев, часть из которых осталась в Москве. Влияние Софии не ограничилось только узкой сферой придворной жизни. Знакомая с Италией эпохи Возрождения, она не могла примириться с жалким видом Москвы, напоминавшей скорее огромное село, чем город. Необходимо было обратиться к мастерам Западной Европы. При Иоанне III послами Московского Государя были совершены несколько поездок, причем все они направлялись в Италию. Посольства эти преследовали не политические, а культурные цели и всякий раз посланные Государем лица возвращались с различными мастерами. Во всем этом несомненно сказалось влияние Софии...” (“Учебник Русской истории“)

В исследованиях “искусствоведов” советского периода Палехский стиль “фряжского” письма относится ими к концу XIX века. При этом появление его в Палехе приписывается заимствованию палехскими мастерами-иконописцами “реалистической” манеры фресковой живописи у художников-станковистов, таких как Васнецов, Нестеров и некоторых других.

В связи с этим живописно-иконописная мастерская Иконописная мастерская М.П.Парилова, владельцами которой в настоящее время являются художники В. и О. Париловы, поясняет, что одно из направлений “фряжского” стиля иконописи, так называемый “русский академизм”, появившийся в конце XIX века благодаря работам Васнецова, Нестерова и других художников-академистов, не следовавших в своих произведениях иконописным канонам, не имеет ничего общего с Палехскимфряжским” стилем иконного и фрескового письма XVI, XVII, XVIII веков и “русским классицизмомXVIII-начала XIX веков.

В подтверждение этому живописно-иконописная мастерская Иконописная мастерская М.П.Парилова представляет к сведению любителей Палехской живописи некоторые исторические факты и сведения из архива мастерской.

Интересно привести так же мнение А.П.Чехова, высказанное им в письме Н.Г.Кондакову.

Да, - пишет Чехов Кондакову, после ознакомления с его брошюрой, - народные силы бесконечно велики и разнообразны, но этим силам не поднять того, что умерло. Вы называете иконопись мастерством, она и дает, как мастерство, кустарное производство; она мало-помалу переходит в фабрику Жако и Бонакера, и если вы закроете последних, то явятся новые фабриканты, которые будут фабриковать на досках по заказу, но Палех и Холуй уже не воскреснут. Иконопись жила и была крепка, пока она была искусством, а не мастерством, когда во главе дела стояли талантливые люди, когда же в России появилась “живопись” и стали художников учить, выводить в дворяне, то появились Васнецовы, Ивановы и в Палехе и Холуе остались только одни мастера, и иконопись стала мастерством”.



На главную страницу

Пишите нам: vad-parilov@yandex.ru