Палехский “фряжский” стиль

Мастера иконописных мастерских Париловых и в конце XIX века сохраняли стиль письма своих дедов и прадедов. О хранении и передаче по наследству подлинников, прорисей, старинных рисунков и икон свидетельствует опубликование Г.Д.Филимоновым, в 1874 году, происходящего из Палеха "Сводного толкового иконописного подлинника XVIII века". Одновременно исследователь заказывал палехским мастерам копии икон царских изографов XVII века для "Общества древнерусского искусства".

Г.Д.Филимоновым, совместно с палешанами, была разработана целая программа по восстановлению и сохранению в русском иконописании и фресковой живописи традиций "фряжского" стиля.

"Общество любителей древней письменности", куда входили граф С.Д.Шереметев, известный "византист" академик Н.Г.Кондаков, вице-президент Академии художеств И.И.Толстой, академики В.П.Безобразов и А.Н.Бенуа, а так же члены императорской семьи - великие князья Константин Константинович, Сергей Александрович и сам Николай II, планирует организацию специальных выставок лучших икон, устройство музеев и собраний.

Образованный позднее по высочайшему повелению "Комитет по попечительству о русской иконописи", под председательством графа Сергея Шереметева, открывает в Палехе школу иконописи, куда приглашаются лучшие мастера "фряжского" письма, в частности М.П.Парилов и И.Сафонов.

"Комитетом" подготавливаются к выпуску иконописные подлинники, основанные на лучших образцах собранных стараниями Г.Д.Филимонова и Н.Г.Кондакова. В письме В.П.Георгиевскому от 7 ноября 1897 года Н.Г.Кондаков пишет: "...нельзя ли в Палехе приобрести тетрадку Лицевого Подлинника с рисунками сложных икон "Верую", "Хвалите Господа с небес", "Единородный Сыне"... Особенно я интересовался бы именно рисунками, то есть прорисями сложных, многоличных композиций всякого рода".

Таким образом были подготовлены и выпущены два лицевых иконописных подлинника: "Иконография Иисуса Христа" и "Иконография Матери Божией". На 1915 год "Комитетом" планировался выпуск лицевого подлинника полностью посвященного иконам "фряжского" письма. По этому поводу в "Комитете" было много споров - что считать "фряжским" стилем письма.

Весьма показательно в этом отношении мнение академика Лихачева. Он настаивал на различии между "фряжским" стилем иконного и фрескового письма и картинами на религиозные темы. "Фряжским письмом" он предложил считать только применение живописной техники в изображении ликов и пейзажа в иконописи XVI и XVII века, а так же "фряжскую" манеру так называемых "петровских" писем.

Выходу в свет этого издания помешали война 1914 года и "революция" 1917 года.

  1. В 1881 году Грановитая палата Московского Кремля расписана палешанами во "фряжском" стиле XVI века. За эту работу четверо из них, по высочайшему повелению, награждены золотыми крестами и несколько человек - медалями.

  1. В стиле XVI века мастерами иконописных мастерских Париловых расписаны: церковь в имении князя Щербатова, домовая церковь во дворце Великой княгини Ксении Александровны, выполнялись фресковые росписи и реставрационные работы во многих храмах и святых местах России.

О фресках Палехского Крестовоздвиженского храма, относящихся к началу XIX века, А.В.Бакушинский говорит, что это -"яркий и единственный по своей цельности и высокому качеству образец живописного монументального стиля, в котором сохранилась полная преемственность его от форм древнерусской традиции и вместе с тем появилась органическая связь с формами нового русского искусства конца XVIII и начала XIX века". (А.В.Бакушинский. "Искусство Палеха" 1934 год.)

  1. В палехском стиле “фряжского” письма иконописной мастерской М.П.Парилова выполнена икона Образ Серафима Саровского мастерами М.П.Париловым и И.М.Бакановым. Икона находится в Крестовоздвиженском храме в Палехе.

  1. Палехский стиль иконного “фряжского” письма иконописных мастерских Париловых, а также “византийский” и “греческий” стили, отличаются от подобных стилей иных иконописных школ богатой и сложной росписью золотом и специфической техникой письма “ликов” так называемой “отборкой”, которая строго индивидуальна для каждого мастера и практически не поддаётся копированию.

  1. “Отборка” - это особая техника выполнения изображения ликов яичной темперой путем нанесения, "полусухой" кистью, коротких красочных штрихов, имеющих помимо графики и цвета еще и определенный трехмерный объем.

  1. “Отборка”, выполняемая с применением правил и секретов мастерской М.П.Парилова, является наиболее сложным и многоуровневым способом “записи” информации на изображении. Фактически это многослойный графическо-цветовой штрих-код, с помощью которого можно не только изобразить человеческое лицо, но и передать зрителю определенные эмоции, приблизить изображение к реальному, живому лицу, способному определенным образом реагировать под взглядом зрителя и даже менять, при определенных условиях, свое выражение.

  1. Палехский "фряжский" стиль иконописных мастерских Париловых в свою очередь разделяется на несколько “манер”, как например: “итальянская”,

    фламандская”("нидерландская"), “греческая”, манера “парадного портрета” и некоторые другие.

  1. Именно “итальянская” манера письма в наибольшей степени выражает особенности палехской фресковой живописи в стиле XVI века", поскольку имеет корни в искусстве Итальянского Ренессанса, была привезена в Россию Софией Палеолог и сохранялась палехскими иконописцами в течении нескольких веков благодаря преёмственности поколений и в конце концов генетически закрепившись у потомков нескольких коренных палехских родов.

  1. В дальнейшем на палехский "фряжский" стиль иконописных мастерских Париловых оказывали свое влияние фламандская и нидерландская живопись XV-XVI веков, немецкое искусство, французское барокко в зависимости от того, с какими государствами Западной Европы российские государи поддерживали хорошие отношения. В иконах и фресках палехских изографов-иконописцев хорошо заметны следы этого влияния, органически слитые ими в палехский "фряжский" стиль.

  1. О том, что палехские мастера не были ремесленниками - "иконниками", свидетельствуют слова владимирского губернатора А.Супонева, где он впрямую называет палешан "изографами", то есть, в современном значении этого слова - "художниками".

  1. Записка Гете с рядом вопросов о “суздальской” иконописи была послана императрице Марии Федоровне. В ответ на запрос владимирский губернатор А.Супонев, не сумев исчерпывающе ответить на вопросы Гете, сообщил, однако, о состоянии иконописи в Палехе, Холуе, и Мстёре, выделив при этом Палех как центр иконописи, и о технических и художественных приемах палехских изографов. А Карамзин, дополняя ответы губернатора, писал Гете о суздальской иконописи:”...Греческие живописцы были учителями наших, из коих знаем св. Алимпия Печерского в XI веке...”- и далее:”...С коего времени суздальцы занимаются преимущественно иконописью? Со времен Андрея Боголюбского: он призывал во Владимир византийских художников и пекся о введении искусства в Суздальском великом княжении...”.

  1. В подтверждение вышеизложенного можно привести слова Вольфганга Гете: ”...Для любителей искусств, - писал Гете, - весьма поучительно узнать, как вплоть до наших дней целая отрасль искусства, с древнейших времен перешедшая из Византии, сохраняется неизменной благодаря постоянной преемственности и потомственности...”, а также слова Г.Д.Филимонова, председателя археологического комитета, ученого-археолога и иконоведа, посетившего Палех в 1863 году:”...В деле иконописи со стороны ее значения, как живого, близкого к художественному, начала, ни одна местность в России не может сравниться с Палехом. ...”.

  1. О том, что мастера Палеха были хорошо известны за пределами России говорят слова А.И.Зубкова (палешанин-иконописец, репрессирован в 1937 году):”... В 1924 году (еще до организации в Палехе "Артели древней живописи") поступило предложение послать в Италию четырех мастеров для создания там школы. Этим мастерам предлагалось четырехлетнее руководство школой с хорошим вознаграждением, а затем любое местожительство в Италии и пожизненная пенсия. Председатель ВОКС “товарищ” Каменева ответила, что:”... это искусство принадлежит Советскому Союзу, а потому не может быть и речи о посылке мастеров в Италию.”

  1. Все вышеизложенное хорошо дополняют слова А.М.Горького, который ещё в 1927 году писал:”...Я бы очень советовал собрать в одном из московских музеев дореволюционную работу Палеха - иконы “фряжского” и “византийского” письма сопоставить с достижениями сегодняшнего дня."

  1. П.Л.Парилов (один из лучших иконописцев-личников, ученик иконописца-личника М.П.Парилова) в своих воспоминаниях, написанных им в 1932 году, пишет:”...Мастерские Палеха давали большое количество специалистов иконописцев, так что мастерские Москвы, Петербурга и других городов имели лучших мастеров иконописцев преимущественно из Палеха.” Эти слова Павла Львовича уместно дополнить словами Г.Д Филимонова: "...К середине XIX века почти все московские иконники оказались из Палеха...". (Филимонов, 1863 год, №34)

  1. В 1933 году Е.Н.Вихрев, в своем письме к П.Л.Парилову по поводу его миниатюры на тему "Египетских ночей" А.С.Пушкина, напишет буквально следующее: "... Вам удалось преподнести сцену пира по своему, по-париловски... Коротко говоря, Ваши "Египетские ночи" гармоничны. Есть такие вещи, про которые можно сказать, что это хорошая или плохая иллюстрация... А есть вещи, про которые хочется сказать, что это произведение одного автора, в данном случае Пушкина - Парилова. Это самая высокая из всех похвал, когда имя художника становится неотделимым от имени поэта. Таких произведений в Палехе создано немного."(Е.Н.Вихрев. "Родники". Стр. 31.)

Далее слова Павла Львовича дают окончательную характеристику палехскому “фряжскому” стилю:”...Но я еще не вполне использовал свое умение, а именно умение создавать композиции, в которых преобладающим элементом были бы лица, типы, портреты.

"Хвалите Господа с небес" 1999 год. Вадим и Ольга Париловы.
Стиль "светской салонной" живописи.

Я верю, что все мы, “личники” (а нас осталось не более пяти), будем широко использованы, и таким образом не будет забыта исключительная техника, необходимая для специалистов монументальной фресковой живописи.”

На главную страницу



Пишите нам: vad-parilov@yandex.ru