---------*********----------
В
Палехе с самых древних времен и почти до революции сохранялся особый уклад жизни, наследие коренных жителей Ростово-Суздальских земель - финно-угров (мерян), благодаря которому Палех и сумел сохранить на протяжении нескольких столетий традиции иконного и фрескового письма.Византийское и греческое письмо, "фряжский" стиль XVI-XVII веков, "петровские" и "бароновские" письма, стилевые особенности местных школ: новгородской, ярославской, московской и других бережно сохранялись палехскими мастерами передаваясь из поколение в поколение. Потомственность иконописного мастерства, его "цеховые" традиции, наложившись на культуру коренных жителей ростово - суздальской земли, сделали из Палеха уникальный уголок России.
На протяжении нескольких столетий Палех был не просто селом потомственных иконописцев, а местом где жил и работал клан старинных палехских династий, связанных между собой тесными родственными отношениями. Практиковавшиеся в Палехе внутри клановые браки между представителями разных династий явились той основой, благодаря которой развивались наследственные способности палешан. Таким образом закреплялись технические навыки, впитываемые буквально с молоком матери.
Помогая дедам, отцам и старшим братьям, с самого раннего детства видя вокруг себя иконы дети палешан впитывали в себя основы непростой иконописной техники. Обучение же их иконописи сводилось в основном не к обучению техническим приемам, а скорее к пробуждению и развитию их внутренних способностей, заложенных уже с рождения. Можно сказать, что в Палехе жил особый тип людей - "наследственные иконописцы".
Занятие иконописью в Палехе и окрестностях было практически поголовным. Писатель-этнограф С
. Максимов в своих путевых заметках отмечает: "...Здесь пишут образа во всех домах и не пишет их только мельник и то потому, что сделался мельником; ремесел помимо иконописи не знают никаких, нет у них ни кузнеца, ни швеца, ни сапожника."Посетивший Палех в 1863 году Г.Д.Филимонов (историк искусства, археолог, хранитель Оружейной
палаты Московского Кремля, один из основателей "Общества древнерусского искусства" в Москве) так описывает впечатление, произведенное на него палешанами: "...Вместо жалких крестьян-ремесленников я совершенно неожиданно встретился здесь с народом развитым, исполненным светлых убеждений, знающих свою историю и насчитывающих в числе своих предков людей, занимавшихся не одной только иконной техникой, но и науками..."Занятие иконописью, фресковыми росписями, реставрационными работами в российских и зарубежных православных храмах не позволяло палешанам отвлекаться на иные дела, в частности на крестьянский труд. В подтверждение этого приводится отрывок из воспоминаний Н
.М.Зиновьева, написанных им в 1932 году: "...А как у вас в Палехе крестьянство? Я слыхал - колхоз.Да, можно сказать плохо обстоит дело. Ты, вероятно, знаешь палехских-то крестьян. Ты сам был таким, считался крестьянином, а полосы-то, вероятно, своей и не знал. Таковы и все крестьяне Палеха. Ну, может, было десятка два специально занимавшихся крестьянством, а остальные - как мы с тобой
(иконописцы). Ведь землю-то обрабатывали наши хозяева, у них (для этого) было по десять человек работников..."(Е.Н.Вихрев. "Палешане". 1934 год).Неизбежное различие в уровне мастерства, способностях, социальном происхождении вызвало расслоение некогда более или менее однородного населения Палеха. Но несмотря на это особенности клановых отношений продолжали сохраняться. В этом Палех более всего напоминает шотландские кланы. В Палехе было общепринятым, когда бессемейный, либо бездетный палешанин усыновлял или удочерял ребенка из многодетной семьи, не говоря уже о детях потерявших родителей. Таких примеров в Палехе существует множество. Так же общепринятым для старших палехских династий было открытие собственной мастерской для молодоженов.
Будучи весьма "закрытым", для посторонних, сообществом, иконописцы Палеха с большой неохотой принимали в свою среду "женихов" со стороны. В Палехе много примеров, когда дочери иконописцев предпочитали оставаться без мужа, чем выходить за "не ровню". Одновременно с этим в Палехе поощрялась женитьба иконописцев на девушках из других сел и городов. В этом отношении соседнее с Палехом иконописное село Холуй пользовалось у палешан повышенным интересом. У многих коренных палешан бабушка либо прабабушка происходит родом из Холуя. Так к примеру жена Николая
Михайловича Парилова - Анна Евгеньевна, урожденная Терентьева - из известного рода Терентьевых, иконописцев и хозяев иконописных мастерских в селе Холуй.Таким образом можно сказать, что Палех и Холуй связаны не только иконописью, но и родственными отношениями династий иконописцев.